Роль сайта в образовательном учреждении

Роль сайта образовательного учреждения как инструмента открытости и гласности деятельности образовательного учреждения.

Сайт – это важное средство информационной открытости и прозрачности образовательного учреждения и формирования информационно-образовательной среды учреждения.

Одним из возможных способов решения этой проблемы является подготовка и издание специальных информационных материалов для родителей, проведение мониторинга общественного мнения в профессиональном и гражданском сообществе.

Значимую роль в информационном сопровождении родителей, кроме  традиционных форм взаимодействия, играет и Интернет-сайт школы.  В структуре  сайта должен быть создан специальный раздел;

  • материалы для обсуждения;
  • полезные ссылки;
  • материалы для родителей.

Самым актуальным направлением работы школы с родителями сегодня является проектирование и реализация основной образовательной программы образовательного учреждения в части, формируемой участниками образовательного процесса, в том числе, во внеурочной деятельности.

Формирование социального  заказа начинается заранее путем анкетирования родителей, при этом до них доводится профессиональное мнение специалистов (например, сотрудников психолого-медико-педагогической комиссии), а также информация со стороны администрации школы и будущего классного руководителя относительно особенностей выбранной системы учебников, основной образовательной программы школы, ее программы развития, а также программ инновационной деятельности.

Учебно-образовательный  процесс – это непрерывное  взаимодействие различных субъектов  и объектов обучения: учеников, учителей, учебной информации, средств обучения и пр.

Планирование, упорядочение, оптимизация этого процесса могут осуществляться только через его дискретное представление в виде системы отношений, осуществляемых в ИОС (информационно-образовательная среда)

Формирование информационной культуры приводит к формированию образовательного пространства школы, главной инфраструктурой которого является школьный сайт.

Типовая структура  школьного сайта.

При создании сайта  для любого образовательного учреждения (ОУ) нужно определиться: кому он интересен  и нужен, то есть определить целевую аудиторию для кого будет предназначена информация на сайте.

Ответив на этот вопрос, переходите к созданию структуры, контента (содержания), а так же дизайна  ваших страничек. Сайт ОУ интересен, в первую очередь, местной аудитории района в вашем регионе. Масштабность можно осваивать позднее. Направьте свои усилия, в первую очередь:

1. На родителей  своих подопечных: выбор ОУ, что  за программа обучения, портфолио  учителя, воспитателя.

Это очень  важный нюанс: родителям небезразлично, у кого будут учиться и воспитываться их дети. Нередко родители идут не столько на ОУ, а на конкретного педагога. Так же интересует контингент учащихся, подготовительные курсы, вступительные экзамены, спонсор ОУ и т.д.

Родители из-за своей загруженности не всегда могут посетить ОУ, а вечером, заглянув на сайт любимого д/с, или школы, увидят режим дня своего ребенка, расписание уроков, фото с утренников, занятий, различных мероприятий и торжеств, т.е. жизнь вашего ребенка вне дома.

Обратная связь с воспитателем, учителем вашего ребенка через электронную почту дает более тесные и эффективные контакты с педагогом, что способствует урегулированию конфликтных ситуаций в их начальной стадии.

Ученики в школе

2. На обучающихся,  которые могут увидеть себя на сайте в жизни детского коллектива (фотоальбомы, персональные страницы учеников, проведенные каникулы, спортивные состязания и мн. другое), что способствует формированию адекватной самооценки.

Всегда есть возможность получить информацию о расписании уроков, домашнем задании, расписании мероприятий в каникулярное время, задать вопрос учителю, друг другу на школьных форумах на сайте ОУ и т.д.

При конфиденциальности информации страницу на сайте всегда можно закрыть паролем, для ограниченного доступа.

3. На педагога, учителя, ОУ на которых выкладывает  на сайте резюме, портфолио. Педагог  имеет возможность разместить  информацию о дополнительных  курсах, занятиях, в т. ч. по  интернету.

 

4. На администрацию  ОУ, которая, как официальное представительство  ОУ в интернете, размещает официальную информацию: устав школы, внутренний распорядок, правила приема и т.д.

Администрация контролирует присутствие на сайте ОУ информации об ответственных лицах: директоре, заместителях по учебной части, воспитательной работе, по безопасности, психологе и т.д. Здесь же есть возможность задать вопрос администрации.

5. Спонсоры как  организационная и финансовая  поддержка ОУ должны фигурировать  на сайте ОУ.

Официальный сайт образовательного учреждения.

В связи с  бурным развитием информационных технологий роль официальных сайтов в деятельности образовательных учреждений возрастает.

Большинство этих сайтов являются презентационными, то есть представляют собой информацию об образовательном учреждении: персоналиях директора, учителей и учащихся, сведения о планах и мероприятиях.

В современных условиях требования к web-сайту образовательного учреждения значительно расширяются – всестороннее освещение образовательной, научно-методической, общественной деятельности учебного заведения, обмен опытом, творческими идеями, достижениями, формами внеклассной работы.

Сайт должен обеспечивать расширение образовательных возможностей обучения через организацию процесса дистанционного образования, отражения деятельности учеников и педагогов для внешних посетителей сети Интернет, информационной поддержки учащихся и педагогов, проведения дистанционных родительских собраний, семинаров, конкурсов, опросов и т. д.

Официальный сайт образовательного учреждения должен иметь  особый стиль и содержание, создавать  позитивный имидж, эффективно использовать возможности глобальной компьютерной сети, выполнять представительские функции в расчете на различные категории потенциальных посетителей и играть роль связующего звена между учреждением, педагогами, родителями, обучающимися и общественными организациями региона, страны.

Другими словами, официальный сайт лицея является инструментом распространения информации, способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса и отражает бренд образовательного учреждения.

От содержания, организационной структуры и  функционирования официального сайта  зависит не только успех взаимодействия образовательного учреждения с внешним миром, но и управленческие и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения. В современных условиях все большую популярность набирает новая маркетинговая стратегия для образовательного пространства – брендинг.

Это эффективный механизм формирования и повышения конкурентоспособности образовательного учреждения, создания прочной репутации, которая усиливает доверие сотрудников и потребителей. Задача официального сайта образовательного учреждения состоит в том, чтобы убедить потребителя (общественность) в преимуществах услуг, предоставляемых данным учреждением. Образовательное учреждение должно выделить свою главную идею и придерживаться ее в своих коммуникациях со всеми целевыми аудиториями. Она должна служить отражением его миссии и воплощаться во всем, что представляет данное учреждение.

Школьный сайт выполняет функцию внутришкольного  взаимодействия. Иными словами, организующееся пространство общения на сайте школы может служить показательным материалом для профессиональной деятельности администратора и педагога, предоставляет интересный диагностический материал для осмысления своей деятельности.

Школьный сайт может также рассматриваться в качестве коммуникативного инструмента не только администрации, педагогов и учеников, но и “внешних” по отношению к образовательному учреждению субъектов – родителей, работников образования и культуры.

В этом качестве школьный сайт способствует повышению открытости образовательного учреждения.

Школьный сайт – это Интернет-представительство  образовательного учреждения в  мировой  сети.

Образовательное учреждение обязано стремиться быть конкурентоспособным, открытым, иметь привлекательный имидж и эффективную систему работы с информацией для обеспечения внутренних потребностей образовательного учреждения и пре­доставления необходимых сведений вышестоящим организациям и широкой общественности.

Школьный сайт – визитная карточка школы. Актуальность этой задачи школьного сайта сегодня  особенно высока. В любой школе есть своя история, свои традиции, свои Законы и правила, специфика организации учебно-воспитательного процесса и его содержания.

На современном этапе развития системы образования необходимо точно и корректно показать «образовательное лицо» школы, в чем своеобразие данной педагогической системы, чем она отличается от других. А в ситуации ограниченного государственного финансирования образования сайт-визитка школы может быть также инструментом установления контактов с образовательными и деловыми кругами, поиска форм сотрудничества, грантов и субсидий. В этих условиях необходимо использовать  возможности сетевого позиционирования учебного заведения.

Сайт – основа для общения с современной  родительской общественностью, площадка для изучения общественного мнения по различным вопросам. Сайт предоставляет своеобразное пространство профессиональной рефлексии для школы.

Так, новостная лента становится летописью жизни взрослого и детского коллектива, а если вводится в практику оценка происходивших событий через сайт, то получаем достаточно интересный срез мнений. Рассматривая сайт, как выход во внешнее пространство, мы даем возможность педагогам, представлять свое образовательное учреждение, давать ответы на самые актуальные вопросы.

1. Цель школьного  сайта:

  • поддержка процесса  информатизации в образовательном учреждении путем развития единого образовательного информационного пространства;
  • представление образовательного учреждения в Интернет – сообществе.

2. Задачи школьного  сайта:

• Обеспечение открытости деятельности образовательного учреждения и освещение его деятельности в сети Интернет.

• Создание условий для взаимодействия и информирования всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей.

• Стимулирование творческой активности педагогов и обучающихся.

• Оперативное и объективное информирование о происходящих в образовательном учреждении процессах.

• Распространение педагогического опыта участников образовательного процесса.

• Формирование целостного позитивного образа образовательного пространства района.

• Повышение роли информатизации образования, содействие созданию в регионе единой информационной инфраструктуры.

3.     Целевая аудитория сайта:

Ученики школы:

1) учатся в школе в настоящее  время;

2) собираются поступить в школу;

3) выпускники школы.

Родители: родители учеников, в том числе и родители будущих первоклассников.

Учителя ОУ и коллеги из других школ (различных городов и регионов), в том числе администрация школ и школьных сайтов.

Партнеры: представители  организаций, с которыми работает школа.

Государственные и муниципальные органы управления: сотрудники вышестоящих организаций.

Общественность: другие пользователи сети Интернет, которых  заинтересовала информация об образовательном  учреждении в целом или отдельных его представителях.

4. Информационный  ресурс Сайта

4.1. Информационный  ресурс Сайта формируется в  соответствии с деятельностью  всех структурных подразделений  школы, ее преподавателей, работников, обучающихся, родителей, деловых  партнеров и прочих заинтересованных лиц.

4.2. Информационный  ресурс Сайта является открытым  и общедоступным.

4.3. Основными  информационно-ресурсными компонентами  Сайта являются:

– контактная  информация о школе (адрес,  номер телефона,  адрес электронной  почты);

–  данные  об администрации общеобразовательного учреждения – ФИО директора ОУ, ФИО заместителей директора ОУ;

–  различные  локальные акты, положения, Устав  школы, публичные отчеты школы;

– учебно-методические  материалы преподавателей школы;

– материалы  о научно-исследовательской деятельности обучающихся и их участии в олимпиадах и конкурсах;

– информация  о происходящих в школе событиях (праздниках, конференциях, конкурсах);

– специальный  раздел для выпускников и т.д.

4.4. К размещению  на школьном сайте запрещены:

– информационные материалы, которые содержат призывы к насилию и насильственному изменению основ конституционного строя, разжигающие социальную, расовую, межнациональную и религиозную рознь;

– информационные  материалы, содержащие пропаганду  наркомании, экстремистских религиозных и политических идей;

– иные информационные  материалы, запрещенные к опубликованию  законодательством Российской Федерации.

4.5. Размещение  информации рекламно-коммерческого  характера допускается только  по согласованию с директором  школы. Условия размещения такой информации регламентируются специальными договорами.

В Школьном сайте  можно выделить следующие два  значимых аспекта: внешний и внутренний. Во-первых, школа организует деятельность своих учеников и педагогов в  открытом информационном пространстве, и поэтому она должна быть сама интересна для внешних посетителей, которых привлекает не столько графические, сколько познавательные и интерактивные достоинства сервера.  Во-вторых, школьный сайт является  полезным инструментом для более качественного и эффективного решения традиционных внутренних задач учебного заведения: организации педсоветов и родительских собраний, проведения конкурсов, информационной поддержки обучения.

Главные принципы конструирования сайта – его  адресность, интерактивность и продуктивность в отношении предполагаемых посетителей – участников процессов, организуемых школой с помощью сайта.

Перечислим  способы и формы реализации указанных  принципов в отношении деятельности основных адресатов школьного образовательного сайта: учеников, их родителей, учителей.

Учащиеся школы. Это очные ученики школы, взаимодействующие  с сайтом как из школы, так и  из дома, библиотеки, из других мест, например, из другого города, в который они  отправляются путешествовать.

Для этих учеников на школьном сайте организованы аналоги всем очным объектам и процессам: классы, предметы, парты, дневники. У учеников на сайте есть, например, виртуальный школьный портфель, в котором “лежит” необходимая информация и инструменты.

Свою учебную продукцию школьники могут размещать в специально отведенных местах на сайте, например, картины – в живописной мастерской, сочинения – в литературной хрестоматии или в школьной электронной газете, работы по естествознанию – в научном ученическом журнале. Учебная продукция и другая информация каждого ученика связана системой гиперссылок с рабочими местами других пользователей сайта – учителей, психологов, администрации.

Данная система предполагает наличие разных уровней доступа к данным, защиту информации паролями.

Учащиеся других школ – удаленные от данной школы ученики, которые проживают в других районах и городах и “приписаны” к другим школам.

Удаленные ученики взаимодействуют с сайтом для решения своих задач: участвуют в межшкольных проектах или олимпиадах, обучаются на отдельных курсах, предлагаемых школой, переписываются со сверстниками.

Для учеников на сайте располагаются базы данных с ресурсами по изучаемым образовательным  областям, включаются поисковые системы  и средства навигации. Полезными  для учеников являются страницы с тестами по разным предметам.

Родители учеников.

Родители очных учеников могут использовать школьный сайт с цель доступа информации о своем ребенке, посмотреть его достижения, задать необходимый вопрос учителю. Если ребенок заболел, то его родитель всегда может “зайти” на школьный сайт, чтобы узнать домашние задания, получить советы учителей, консультацию врача, психолога или других специалистов.

В ряде случаев возможно дистанционное обучение заболевшего ученика, который не может посещать школу очно, но вполне готов заниматься со своими учителями с помощью школьного сайта.

Для родителей на сайте должна быть рекомендована полезная информация, советы учителей и психолога, создана он-лайн страница директора, где можно получить ответ любой вопрос по обратной связи. Традиционные родительские собрания могут быть  переведены в электронную форму, благодаря чему родители могут участвовать в них из любого места, где есть доступ в Интернет, например, из дома или из рабочего офиса.

Сайт рассчитан на работу не только с родителями очных учеников, но и с теми родителями, которые предполагают отдать своих детей в школу.

Этим родителям могут предлагаться дополнительные образовательные услуги для их детей, формы заявлений и договоров с родителями, другая полезная информация.

Для учителя  хорошо организованный и информационно насыщенный школьный сайт может оказать существенное подспорье. При подготовке к урокам каждый педагог может воспользоваться постоянно пополняемой методической базой, в которую входят учебные планы, программы, конспекты уроков и материалы к ним.

По всем учебным предметам могут создаваться веб-квесты – страницы сайта со ссылками на внешние ресурсы сети Интернет, которые могут использоваться как во время занятий, так и в самостоятельной работе школьников.

Учителю не придется тратить драгоценное время очного урока на диктовку домашних заданий и рекомендаций к ним, все это можно оставлять для детей на сайте. Там же могут размещаться и выполненные учениками работы, что обеспечит их наглядность для желающих и ускорит организацию контроля.

Школьный сайт имеет разделы и функции, позволяющие улучшить систему администрирования учебно-воспитательного процесса.

Дирекция школы с помощью различных списков рассылки может оперативно информировать учеников, учителей, родителей о текущих мероприятиях, обсуждать насущные проблемы, осуществлять диагностические процедуры.

Школьный сайт полезен для взаимодействия с Департаментом образования, другими школами региона, образовательными фондами и организациями, связанными с деятельностью школы (вузы, библиотеки, музеи, театры, санитарная и пожарная службы, магазины учебных пособий и т.д.)

Заключение

Новая школа  – это современная система  оценки качества образования, обеспечивающая нас достоверной  информацией о работе образовательных  учреждений и системы образования в целом.

Использование информационно-коммуникационных технологий стало актуальным во всех сферах деятельности образовательного учреждения.

В условиях модернизации системы общего образования в качестве одной из важнейших предпосылок успешности реализации этих процессов выступает расширение открытости и информационной прозрачности управления образовательным учреждением.

Сегодня практически  каждая школа имеет собственный веб-сайт. Цель создания школьного веб-сайта заключается в обеспечении пользователям дистанционного доступа к информации о школе и об учебном процессе.

В качестве пользователей школьного веб-сайта могут выступать;

  • учителя и другие работники школы;
  • учащиеся;
  • родители учащихся;
  • муниципальные и государственные органы управления образованием;
  • иные заинтересованные лица.

Основными задачами школьного web – сайта являются:

  • формирование единого информационного пространства школы;
  • формирование имиджа школы;
  • информирование о важных событиях школы;
  • интерактивное вовлечение родителей в учебный процесс.

Школьный сайт – это официальное представительство  школы в Интернете. Правильно  организованный школьный веб-сайт выполняет  информационную, коммуникативную, воспитательная, учебную и управленческую функции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *